PERSONA GRATA

   

В последние годы много разговоров ведется о рекламе: о ее засилии, о ее необходимости и неизбежности... Московское правительство, то полностью завешивает город рекламными ноcителями, то объявляет рекламе принципиальную войну. Среди всего это шума, меньше всего говорится об изобразительных (визуальных) качествах рекламы. А делают эту рекламу художники. Разные: хорошие и слабые, талантливые и просто случайно ставшие художниками. В рекламе, человек, определяющий визуальный образ рекламного продукта является художником., хотя может, при этом, называться , к примеру, режиссером. Так, в прошлом выпуске мы встречались с Юрием Грымовым, а сегодня наш корреспондент побеседует с художником, чей род занятий соответствует названию профессии. У нас в гостях член Московского Союза художников (знаменитого некогда МОСХА) , известный московский дизайнер полиграфической рекламы Андрей Павловский.

.- Здравствуйте, Андрей. Как добрались до этого клуба. Пробки?
- Очень нежно у Вас выходит, легким выдохом: "пробки"... Но, пробки, так пробки. Можно перефразировать Булгакова: "Пробки начинаются не на мостовой... " Так?

- Пожалуй... Андрей, Вы занимайтесь, в основном, вопросами дизайна рекламы и дизайна представительской полиграфии. Чем порадуйте и чем огорчите, говоря об этих областях художественной деятельности?
- Как положенно "слабогрудому городскому дитя", начну с огорчений. Я вступил на эту стезю, когда еще существовало государственное финансирование, еще только начинало материализоваться, в виде дядьки в хорошем костюме, слово "спонсор" ... Еще только появлялось ничего не означающее слово "фотомодель"...

- И...?
- И еще горели глаза у режиссеров многочисленных тогда концертов и увеселительных проектов. Только еще проклюнувшиеся продюсеры были полны чистолюбиво-креативных желаний... Еще каждый из них, выступая заказчиком, хотел, чтобы у его проекта все, в том числе, и рекламно-представительский пакет был "на мировом уровне", Искал художников с такими же горящими глазами и такими же чистолюбивыми планами на дальнейшую жизнь в искусстве...

- А сегодня что-то изменилось?

- Изменилось...? Потухло, на мой взгляд. И это главное несчастье. Людей талантливых меньше не стало, но монетаризм сказал свое веское слово. Получилось немногим хуже, чем у Маузера. Нет, и двадцать лет назад деньги работали на результат. В рекламном деле понятие "бюджет" - крайне важное понятие, кардинально влияющее на "исход встречи", но, при наличии "горящих" глаз.
Сегодня мы работаем со многими клиентами, которые тратят, теперь уже, и свои деньги, но часто делают это методом " колхозного аврала": когда "В Кремле скажуть"... И результат должен быть не художественен, а "узнаваем", "понятен", я бы сказал: наивен в плохом смысле этого слова, если такое значение существует... Хотя, пожалуй существует. В печальном смысле

.- А как же упомянутый мировой уровень? Он теперь не нужен?
- Боюсь, что не нужен... Но "мировой уровень", это. конечно, химера.... Нет такого уровня. Есть та или иная господствующая на данный момент стилистическая манера подачи материала. Cейчас, в пост-модернистском обществе всерьез говорить о стиле не приходится. Другое дело, что существует некий уровень профессионализима в решении визуальных (в нашем случае) задач.
Это более конкретный ориентир. И здесь , как мне кажется, мы уже достигали этой планки, а сейчас вновь, условно говоря, провалились.

- ???!
- Я расскажу Вам такой случай. Как почти всякому русскому человеку, мне бывает трудно расстаться с давно ненужными вещами и они проходят сложный путь по маршруту: московская квартира - подмосковная дача - костер, всякий раз подвергаясь мучительному для владельца перекладыванию и перебиранию.... Так вот: пару лет тому назад я подверг ревизии дачный диван. В нем оказались заботливо собираемые в конце восьмидесятых годов экземпляры самой разной полиграфической рекламы: плакаты, буклеты, брошюры.... Все, естественно, иностранные. Собирались они не случайно: в наших, наивных тогда, глазах, это и был тот самый "мировой уровень", к которому мы безуспешно (мы так считали), но упорно стремились. Там же хранились и типографские оттиски наших тогдашних усилий "догнать и перегнать" . Повторю: мы были уверены, что мы близки, но не настигли.... Каково же было мое удивление, когда теперь, через столько лет, я увидел эти лежащие рядом работы и понял, что наши лучше. Мы превзошли, но не поняли этого. Мы были интереснее, пусть и несовершеннее по печати. Завоз современных машин был делом времени и это время пришло, но... глаза потухли.

- А что нужно, что их зажечь?
- Думаю нужно другого клиента (смеется). Знайте эту знаменитую фразу: "Опять не повезло с народом..." А, если серьезно, нужно понимание потенциальным клиентом не только внешней "папуаской" функции визуальной рекламы, но ее глубинного значения, возможностей ее по влиянию на аудиторию, последствий этого влияния и, как следствие, возвращение на утраченный уровень значения личности в графическом дизайне. А будет признание значения, появятся и личности. Личность - всегда ответственность. Так, "на развод", некоторое количество таких личностей имеется.

- Некоторое?! Создается впечатление, что чуть не половина светской Москвы дизайнеры, ну, стилисты, в крайнем случае... Это не так?
- Светской? Очень может быть... Важно не пускать в эту сферу (как и в любую другую, впрочем) дилетантов. Их хватает везде, но деяния дилетанта- стоматолога всем понятны, а вот последствия слоганов вроде "ХАДО - это надо" далеко не столь очевидны, но это не значит, что их нет.
Ну и, конечно мастерам нужно платить. Не хочется , а нужно. Нужно, чтобы мастера чувствовали себя мастерами. Нужно не размазывать общий фонд гонораров по тысячеименным "мальчикам" из типографий, отрывая мальчиков от других полезных занятий, а мастеров от дела их жизни. И очень полезно будет понять представителям бизнеса, что реклама и , собственно, художества в ней, есть неотъемлимая составная часть общего бизнес-механизма. Беречь эту часть наравне с прочими, уважать людей, ее составляющих и расчитывать на лучшие результаты чем сейчас. Это возможно.
Для начала я бы востановил значимость хотя бы формальных критериев, например, членства в Союзе художников. Это членство - есть признание коллег и неспециалистам оно может служить одним из ориентиров. Хотя, порой, к вопросам приема в Союз нужно подходить серьезнее. Это не закрывает всех проблем, но что-то лучше, чем ничего. И более верно, чем цветная фотография с корпоративного фуршета в глянце. Лобстеры отдельно, профессионализм отдельно.

- Андрей, скажите, пожалуйста, что сегодня дает художнику членство в Союзе художников? бытует мнение, что после "дележа " собственности - ничего.
- Это не совсем так. Или совсем не так. И собственность кое-какая осталось и пресловутые мастерские остались, а, самое главное, еще существуют, согласен - потрепанные, остатки художественной среды. И существуют эти остатки только здесь, и процесс еще имеет позитивные варианты развития. Я имею ввиду востановление художественной среды в целостном виде. Это необходимо и осуществить это может только Союз художников (в Москве - МСХ), имеющий многолетний опыт совместного социально-творческого единения художников.

- Спасибо, а что какой смысл Вы вкладывайте в понятие "художественная среда" ? Еще тусовка?
- Это совсем не конгруэнтное термину "тусовка" понятие. Существует коренное отличие: в классической, если можно так выразиться, тусовке люди решают множество проблем, проистекающее из разношерстности и разнонаправленности людей ее (тусовку) составляющих. В этом нет ничего плохого и ничего хорошего, это так. В художественной среде интересы людей объединяются рамками эстетико-нравственной проблематики с вытекающими из этого (а куда без быта?) социальными проблемами. Но только вытекающими. Примат эстетики обязателен. Это, может быть, несколько сужает численность и многоликость объединения, но позволяет значительно поднять планку решаемых внутри его задач, значимость которых, вовсе, не упала при смене общественной формации. Скорее, она даже возрасла и лишь либеральный туман мешает это разглядеть. Сегодня у России есть новый шанс и мы не должны его упустить. Каждый на своем месте и художник и сталевар , и бакир. Танцы я объявил бы чуть позже.

- Вы упомянули термин "либеральный"...
- Какое значение я в него вкладываю?
Сторонник ли я реформ? Сторонник, но мне бы меньше всего хотелось завершать разговор о путях и месте изобразительного политической диcкуссией. Я только художник

.
- Спасибо , Андрей, надеемся еще встретиться с Вами на страницах нашего издания.
- Спасибо. Удач Вам.

Беседовала Ася Листова.


СТОЙТЕ СПРАВА, ПРОХОДИТЕ СЛЕВА...

 

Когда-то Хрушев обзывал художников педерастами. Не всегда он был не прав. Но всегда не прав, когда пытался влиять на процессы, на которые не то, чтобы невозможyо повлиять (очень даже возможно!), а на которые нельзя влиять. Например, на творчество. Мне скажут. Ну уж теперь-то мы, Слава Богу, избавлены от такого влияния! Ну нет.


Вообще, попытка "оседлать" творчество предпринимались человечеством очень давно и работала по принципу "не разрешать". Система работала так столетия и продолжает так работать. Этому посвящены тысячи гневных филиппик, к этому привыкли, а Достоевcкий (и не только он, и не только в России) даже отказывался от данного ему права не подвергать свои тексты контролю Системы. Классик после бурной молодости пришел к выводу о наличии разумного начала в этом подходе.
Другое дело объяснить "мастерам культуры", что от них требуется. Тут отдельные случаи были всегда: ну там оду какую заказать, или некролог попышнее. Но это мелочи. Размах пришел сюда в двадцатом веке, особенно с появлением "двух миров". Дело оказалось столь приятным и перспективным, что задолго до крушения эпохи двух миров эта практика проникла в абсолютно рыночные структуры мира "свободного", а после его победы торжественно растеклась по просторам одной шестой.
Таже Рок-музыка до начала восьмидесятых годов была вполне свободной, но вот после, господа. вроде знаметого Сола Юрока (Sol Hurok, он же Соломон Израилевич Гурков), прочно прибрали все к рукам . На звездном небосклоне, выше всех звезд зажглось слово "ПРОДЮСЕР" (в иных видах творчества существует тоже хорошее слово - "КУРАТОР").
Вначале это были только деньги и ничего кроме денег. музыкантов стали учить, что и как играть, художников - что и как изображать, дабы принести больше денег ИНВЕСТОРУ.

Как известно, одним из простейших законов бизнеса является постоянное тяготение к расширению оборота. Только оборот дает огромные деньги (не случайно сегодня даже торговля редкими вещами носит индустриальный характер. Французским коньяком, напитком произведенным из винограда только некоторых районов проинции Коньяк и выдержанным в бочках, изготовленных только из дуба, произросшего в провинции Лимузен, торгуют по всему земному шару, во всех супермаркетах. Неважно, что такого количества дубов не росло в Лимузене и при Генрихе IV. Это дает ДЕНЬГИ. Какая тут поэзия и какие-такие особенные дубы? Тоже самое касается "дизайнерской" одежды, мебели ets. Это дает ДЕНЬГИ. А деньги водятся там, где водится народец.
Добыть деньги продюссер может с помощью любого подручного материала, были бы средства первоначального оборота. Был же Влад Сташевский Звездой (хотя, кто сейчас не звезда?). Был John Bon Jovi властителем подростковых умов? Был. Под ТАКИЕ ДЕНЬГИ были отработаны технологии по привлечению этого самого народца, а вот на это уже не могли не обратить внимания господа политики, и вот уже "Голосуй или проиграешь!"(1996). Но это не самое главное: ну поездили по стране, поагитировали за алкоголика на царстве, пять минут позора - полжизни в шоколаде. Автор сам не поклонник никаких демократий мира и в этом для него нет ничего удивительного. Страшно другое. В творческом поле постепенно (но целенаправленно) оставляются только люди всегда готовые сесть в поезд и помчаться по стране по первому свиску. Бабкоманы.
Достигается это теперь просто. Через телевизор. Убиваются одним выстрелом все зайцы мира:
потенциальному творцу объясняют где его место, подсаживают его на ДЕНЬГИ; создают очередного кумира для народца, что бы народец спрашивал у кумира , как жить дальше и за кого уже голосовать;
получают нового пассажира для очередного всегда стоящего на запасных путях агит-поезда;
и самое страшное - доводят до народца простую мысль о том, что ничего "разумного, доброго, вечного" не существует а музыка (живопись, поэзия и все остальное ) это только музыка (живопись, поэзия и все остальное ). Помните после очередного позорного проигрыша наши футболисты обычно говорят "это просто спорт" или "никто же не погиб"... И уже почти неинтересно смотреть на этот "просто спорт" (Что-то будет этим летом?). Подобное делают и с искусством. Только в футболе глупые двадцатилетние мальчики хотят получать много денег и не нести никакой ответственности, а "персоналии" искусства, взрослые дядьки и тетьки вполне сознательно манипулируют бессознательностью народца и за его же деньги суют ему гнилой товарец. А то, ни дай Бог, в понимание войдет и настоящего чего захочет. Ну нет у петросянов ответов на настоящие вопросы и не должно быть, ибо существуют петросяны для того, чтобы серьезных вопросов не было. Автору было бы наплевать на всю эту проблематику (он сам найдет себе и вопросы и ответы), если бы телелевизор был резиновый. Но это не так. Занял эфирное время Никас Сафронов, художник. который вместо работ экспонирует свое стареющее, увы, лицо, и не хванило место в телевизоре художнику Тюбику с его живописью. А не хватило места и не узнал народец, что "живет такой Добчинский". И подумал народец, что изобразительное искусство - это бороденка господина Сафронова, поглазел на нее, поглазел, да плюнул на это дело (забил). Вот Большой театр был не резиновый и пел там Ленского Николай Басков, и совсем уже народец решил, что опера - это Николай, но ушелся Басков на эстраду, где самое ему и место и все шансы блистать. Это счастливое исключение. А сколько актеров , обладающих дикцией жующего кролика занимают место в телевизоре, а оттуда (волшебная сила искусства) расползаются по лучшим некогда сценам страны. Почему,- спросите вы,- Мы видим везде и всегда актера N? И на сцене и на даче, и в Лиссабоне на футбольном матче , и в передаче "Пусть..." и в передаче "Без..." То он вспоминает о ком-то, то кто-то (ну не совсем кто-то) вспоминает о нем, то, в крайнем случае, если нет другой идеи, он сам вспоминает о себе и передает себе привет? И почему мы не видим, скажем актера Х? Пьет? Бездарен? Да, скорее всего, ни то, ни это. Просто, во-первых, место в телевизоре уже занято господином N (а телек не резиновый) и, как следствие, лучшие сцены страны не плачут о господине Х, и некому о нем повспоминать, и ему не о ком повспоминать. А не о ком повспоминать - не на что построить домик и показывать нам его в телевизоре, а не показал домик, не взяли в очередной сериал пошамкать в уголке, да и не знаем мы никакого Х. Вон N как подстригся, душка! Замкнутый круг. Но кому-то он (этот круг) очень нужен. Речь , понятное дело не о господине N (респект ему!)
Он то думает , что это он титан, а он житель очередного Дома, правда на хорошем жалованьи. Вот не догадывается он, что при такой тенденции, насекомые из Дома 1, 2 скоро пересядут на его место т.к. жалованье попросят поменьше да и народец к ним уже попривык, сжился. Волнуется: как-там Колян? Даст ли ему Ирен? А этот N че то на умняке сидит...
И не то автора угнетает, что N знаменит, а Х - нищ. Автор понимает, что это жизнь и пряников всегда не хватает на всех. Но то тревожит автора, что выбор между этими господами все меньше и меньше основывается на действительной профессиональной пригодности кандидатов в STARS.
Автор дорого бы дал, чтобы узнать кто этим всем дирижирует и зачем? Но тайна сия велика есть. Классическим "Кому выгодно" не спасешься. Вроде, и никому не выгодно, а, вроде, - почти всем. Кроме народца да державушки. Ибо глупеет народец и державушка загибается. Кто видел, чтобы в сумасшедшем доме дурики сильно шиковали. Вот и здесь так, только там, у дуриков есть расходы на социальные нужды. Немного, но на кашу и клизмы хватает. Но это пока снаружи кто-то есть и эти расходы несет... А ну как все в отделении окажутся? Ой, трудно станет...
Так, что, граждане, любите искусство. Постарайтесь достать не паленого. Понимаю, что трудно, что где его сейчас? И перестаньте спонсировать весь этот кабак, в нем руками(ногами) безвинных труженников "левого" искусства роют Вам (и Вам тоже, кстати) последний приют и без продолжения в следующем сезоне.

 



просто учебный рисунок 66 года. Здесь вам не тут.....

 

Андрей МАРТОВ

   

© ARTVOX 2007, 2008 Oбозрение выходит при поддержке VYMPEL bank

post@artvox.ru