Странная штука - старая живопись. И не окончательно старая, а живопись недавнего, в общем, прошлого. Пятидесятых-семидесятых годов века минувшего.
Казалось бы... А все иное.
Что отличало тогдашнюю живопись? Примерно тоже, что отличало тогдашнего мента от сегодняшнего - меньше хамства ( в нашем случае - изобразительного), меньше ежесекундной алчности, больше внимания к человеку и профессии. Ну, и уже отходя от милицейской параллели, побольше образования
.

 

МЫСЛИ О ХОРОШЕМ

 

  Вот мы как-то разговаривали с покойным ныне Заслуженным художником Росиии Константином Петровичем Фроловым (1918-1997), он показывал свои работы и, среди прочих, извлек на свет работу "Бригадир сплавщиков Асанов" (88Х122 см, холст.,масло. 1969)... Нужно было слышать с какой интонацией старый художник произнес:
- Асанов... Какой был челове-е-ек!
Удивительно было слышать это более чем через двадцать лет после написания работы. Нам удивительно, а Фролову - нет. Он всех своих моделей знал и помнил. А помнил потому, что знал. И это было нормально. Они были ему интересны. Все.
Как и природа...Вот его "Октябрь на Академичке" (74/90, холст,масло, 1981)

 

Если мысленно не покидать туже ивановскую организацию Союза художников, то нельзя не вспомнить одного из "лучших пейзажистов России ХХ века" (слова заковычены т.к. являются не нашим мнением , а цитатой из передачи телеканала "Культура") Заслуженного художника Росии Вячеслава Андреевича Федорова (1918-1985).
Человек, получивший тяжелое ранение, сделавшее его инвалидом, не только выучился (Окончил Государственный институт им, Репина у Бориса Владимировича Иогансона), но и находил силы ходить на натуру в любой сезон с приличными (до полутора метров) форматами, что не всякому здоровому человеку покажется легким делом.

 

 

 

 

 

Там и были созданы все эти шедевры : "Повеяло весной" (72Х125.5 см, холст, масло. 1981), "Весна в Желнихе" (86 Х 153 см, холст, масло.1979) и многие другие. Очень жаль, что об этом замечательном мастере, чтьи работы имеются в фондах ГТГ и ГРМ, так мало знают сегодняшние зрители..

 



 

 

 

 

 

Живет чудесный человек и художник в Cанкт-Петербурге. Это Заслуженный художник России, профессор живописи нынешней Санкт-Петербургской художественно- промышленной академии (бывшее ЛВХПУ им. Мухиной) Дмитрий Александрович Шувалов (род. В 1932). Человек всю свою жизнь отдающий своим студентам, но не просто жизнь, а жизнь замечательного художника. С трудом выкраивая время на собственное творчество. На дивные колориты и технику своих акварелей, тонкий, почти нереальный местами цвет матового масла...


А в Москве живет и работает чудесный мастер, подлинный "служитель" изобразительного искусства Надежда Воробьева (род в 1924), чья живопись - неотьемлимая часть московской жизни с ее разноцветьем, проталинами, вечерами под оранжевым абажуром и острым вкусом холодного яблока в теплой мастерской. ("Вечером", холст, масло.63X80, 1985)



Мы написали эти чуть сумбурные заметки, не с целью повздыхать о прошлом. Нет, Все это, вполне, живо. И не сцелью обидеть молодых и сравнительно молодых. Нет. Нам хотелось бы показать этим сравнительно молодым, что им есть куда стремиться и это куда не всегда зовется Andy Warhol...
Ну и вспомнить. Совсем не лишний раз, хкдожников, которых принято называть "мастерами советской живописи", в то время, как на свете существует лишь дурная и хорошая живопись. А мастера, естественно, бывают только в хорошей...

Лен. Николаева


Все иллюстрации предоставлены частным собранием и охраняются законодательством Российской Федерации


© ARTVOX 2007, 2008 Oбозрение выходит при поддержке VYMPEL bank

post@artvox.ru