Мастера. Одна картина. Гелий Коржев

 

Посетив не так давно залы Гос. Третьяковской галереи, что на Крымском валу, мы, как нам показалось, увидели некоторую деградацию коллекции. Так ли это? Сверить впечатления мы решили с одним из наших давних друзей-собеседников, московским художником Андреем Павловским. Его специальность - дизайн. В том числе, и экспозиционный. Аэто не только и не столько цвет потолка. Посетив ГТГ, Андрей выбрал одного художника и одну работу. Она перед Вами ( хотя в экспозиции современной Третьяковки ее, вроде, и нет).

 


 

Гелий Коржев. "КОММУНИСТЫ", триптих.

ГОМЕР 290/130 см
ПОДНИМАЮЩИЙ ЗНАМЯ 290/156 см
ИНТЕРНАЦИОНАЛ 285/125 см

 

Биографическая справка персоналии:
Коржев (Коржев-Чувелев) Гелий Михайлович
Родился 07.07.1925 г. в Москве. Живет и работает в Москве.
Живописец. В 1950 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Учился у С. В. Герасимова, В. В. Почиталова.
Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина 1966 г. за триптих "Коммунисты" (1957-1960): "Интернационал", "Поднимающий знамя", "Гомер". В 1961 г. эти работы были удостоены золотой медали АХ СССР.
В 1986 г. — золотая медаль им. М. Б. Грекова за цикл "Опаленные огнем войны": "Проводы", "Заслон", "Следы войны", "Мать", "Старые раны" (1963-1967) и "Облака 1945 года" (1985).
Государственная премия СССР 1987 г. за картины: "Беседа" (1975-1985), "Облака 1945 года" (1985), "Дон Кихот" (1980-1985).
Действительный член Российской Академии художеств. Действительный член АХ СССР (1970). Народный художник СССР (1979) и РСФСР (1972).



Ментальные особенности присущи всем народам. Особенное у народов и отношение к искусству и, в первую очередь, к литературе и изобразительному искусству.
Русская живопись очень часто выступала как живопись с гражданской позицией и, чаще всего, находила понимание в самых широких (в данном случае, это не штамп) общественных кругах. Достаточно вспомнить многолетний успез Товарищества передвижных выставок.
Жизнь соткана из противоречий. Это не наша вина и не наше оправдание. Это реальность. Перед лицом таких противоречий стояли и художники, формировавшиеся в СССР в послевоенные годы. Стремление к светлому, энтузиазм и лежащая окрест разрушенная войной страна, подавляюще суровые условия существования большинства людей.
Что и как писать на этом перекрестке эмоций? Решали этот вопрос жудожники очень по-разному.
Мы сразу направились, немного плутая в потерявшей стройность экспозиции, к "нашему" Автору. Нашли не вдруг.
Как нам представляется, в этой ситуации молодой Гелий Коржев (Коржев-Чувелев, а искали мы , именно его работу, о которой и скажем несколько слов) занял правильную, и мы не побоимся произнести этот термин, гражданско-патриотическую позицию: создавая не ласкающие глаз, неприкрашенные (внешне) полотна, он, вместе с тем, понимая, что его народ имеет право на лучшую жизнь, дарил зрителю огромную внутреннию силу. Соприкосновение с творчеством Коржева (лучших периодов) дает силы, как давало их Антею падение на землю.

В 1960 году на республиканской художественной выставке «Советская Россия» живописец Гелий Коржев показал свою работу - триптих «Коммунисты».
Художник, сравнительно молодой, создал работу, которая заставила увидеть в нем мастера.
Что примечательного в этих полотнах этого триптиха?

Все три картины объединены одной общей темой, вечной темой борьбы. Такова жизнь: борьба и победа или... Это касается последнего обывателя, котрого принято вычеркивать из списков борцов, что несправедливо. Борьба и Победа или надежда на победу, вера...
Это идеология данной работы, Если не нравится слово "идеология", возьмите слово "каркас". Это визуализация каркаса жизни. Эти трубы поют над Тобой и это Ты, преодолев грязь, кровь пришел на встречу с вечно прекрасным. Это пот жизни и ее поэзия...
Композиционно картины лаконичны. В триптихе почти нет случайностей. Это удивительно зрелая работа.
Общая композиция работы выстроен очень продуманно: первой обращает на себя внимание центральная часть (по массе и расположению). Все ее силовые линии , в полном соответствии с теорией визуального восприятия, направлены вправо. В правой части триптиха ("Интернационал") происходит "разворот" этих линий и сил в обратную сторону, чтобы "пролистнув" центр композиции возвыситься в ее левой, обещающей свет части.

В, собственно, живописном плане (что невозможно, увы, показать на сайте) мы имеем дело с мощной живописью. построенной на насышении цветов дополнительными до грани возможного, что дает жесткий колорит, чуть мецающий и дрожащий, несмотря на монументальность подхода.
Все три части связаны локальными включениями открытого красного.
Коржев очень большой мастер. В этом нет сомнения. Тематическая картина - сложнейший жанр. Художник отдал этой работе четыре года. Но это стоит того.

И отвечая на вопрос редакции: очень жаль, но и мы обнаружили коллекцию в тсдии полураспада. Описанный триптих, вне всякого сомнения, являющийся одним из лучших образцов изобразительного искусства своего периода, сотрудниками музея просто разделен (!), а одной части ("Интернационал") мы не обнаружили совсем. Триптих, как произведение - не существует! Это безобразие, впрочем, очередное, со стороны музея. В той или иной мере это касается почти всей коллекции живописи ХХ века.
Многие работы (тех же "буновалетовцев") отсуствуют без объяснения причин. Нам лишь пару раз попадись на глаза таблички с сообщением о причине временного отсуствия работы (оба раза это касалось работ Салахова). Остальные работы отсуствовали "молча". Многие работы, требующие возможности "отхода" зрителя, вследствии изменения в развеске стали недоступны для нормального восприятия: это и "Вратарь" Дейнеки и его же "Оборона Петрограда. Это недопустимо.
Удручает разползшийся раздел "современного", многим из экспонатов которого еще нужно "помариноваться" лет тридцать, прежде, чем занимать или не занимать место в пантеоне русского искусства. Иногда удивляет выбор музея: из всей огромной коллекции артефактов Франциско Инфантэ, выбраны одни из самых невыигрышных фотографий...Вспоминая "закрытые" показы конца 70-х, начала 80-х, жалеешь о таком выборе.
Сожалеем, что вынуждены закончить описание своей очередной встречи с работами замечательных мастеров на минорной ноте, согласившись с тем, что экспозиция на Крымском в опасности. Да, есть у нас "Гомер" (пусть и одиноко "затертый" в углу стараниями кураторов экспозициии), есть свет, и есть понимание вечного. Но вечного может не настать.

С надеждой на лучшее

Андрей ПАВЛОВСКИЙ,
член МСХ.


© ARTVOX 2007, 2008 Oбозрение выходит при поддержке VYMPEL bank

post@artvox.ru