БЕСЕДА С НАЧИНАЮЩИМ ФОТОГРАФОМ РЕКЛАМЫ

Сегодня мы попросили дать несколько обзорных советов начинающим от московского фотографа Владимира Калинина, мастера столичной рекламной фотосъемки. Только самое общее.

Итак Вы стоите перед необходимостью решения рекламной задачи посредством фотографии. Вы - рекламный фотограф. Это обязывает. Рекламная фотография - это четкое, по возможности, лаконичное визуальное решение, которое фотограф доносит до целевой аудитории с помощью фотофиксации созданной на съемочной площадке ситуации. Художник может искуственно создать (восоздать) объект. Фотограф должен "сотворить" это на съемочной площадке. Это по силам не всем. И в наш век графических редакторов, программ, которые (как кажется дилетантам) могут все. профессиональный фотограф должен искать свои ответы на вызовы профессии с камерой в руках. Его инструменты : свет, тень, цвет и сознание художника.
Фотография для рекламы (рекламная фотография) несколько отличается от других видов фотографического жанра. Здесь иные задачи, требующие иного подхода и способа исполнения. Основа всему - это идея или, говоря профессиональным языком, концепция. креатива каждого конкретного проекта. Совсем не каждый , даже рекламный фотограф со стажем обладает необходимыми знаниями и способностями для генерации подобных идей и следующих за ними образов. В этом нет ничего страшного. Значит, нужно работать в содружестве с хорошим профессиональным художником, знающим специфику, как рекламы, вообще, так и фотографического искусства. По нашему мнению финальный результат (выход) должен сложиться в Вашей голове до начала съемки. Вы редко когда сможете воспроизвести это представление буквально (может быть - никогда), но это послужит прекрасным ориентиром в работе и позволит повысить как ее эффективность, так и качество рекламного продукта. Теснее сотрудничайте с художниками, копирайтерами. Именно они создают слоганы, имидж и, именно , в их руках, как правило, лежат нити концепции кампании.


Значение фотографа в рекламе не ограничивается прямой фотосъемкой "в макет" или в журнал. Часто, в процессе съемок рекламного ролика, что-то (например, пэк-шот) должен быть "перенесен" на другой рекламный носитель в рамках жанной кампании. Это работа фотографа, позволяющая сохранить единую стилистику разных видов рекламного продукта.
Реклама - информация, содержащая агрессивный элемент новизны (потребительский мотив). Ясность и определенность рекламного образа - качества профессиональной визуальной рекламы. Крайне важен такой критерий, как четкая ориентированность на целевую аудиторию продукта. В процессе развития дизайна рекламы, логично было бы ожидать неуклонного повышения требований к качеству (совершенству) изобразительной формы. На деле, к сожалению, это происходит не всегда и всегда скачкообразно и непредсказуемо. Несмотря на такой неоднозначный тренд, вы, как фотограф рекламы, должны неуклонно совершенствовать свое профессиональное мастерство не только через технический рост, но и путем расширения общекультурного диапозона, в первую очередь, в области истории и теории изобразительных искусств. Искусство существует тысячи, если не миллионы, лет и фотография - лишь тонкий, недавнообразовавшийся налет на общем массиве визуальной культуры. Помните об этом.

Да, тенденции на уменьшение текстовой информации в рекламе и поднятие роли , собственно, изобразительного поля, никто не отменял. Психология визуального восприятия, также должна стать Вашей "настольной" дисциплиной.
Роль фотографического изображения в рекламе лукава. Работают штампы восприятия: "фотография-документ", "фотография не может лгать". Это большая ответственность, ни в коей мере, не отменяющая эстетических задач, стоящих перед Вами.
Кроме того, существует еще и сегодняшняя, текущая фотографическая мода - набор популярных сегодня приемов съемки, визажа и т.д. Мода создает стандарт ожиданий клиента и аудитории. Эти ожидания можно тешить и, таким образом, попадать в цель, а можно , напротив, намеренно игнорировать (диссонанс).


Развитие цифровых технологий работы с изображением заставляет по-иному отнестись к анализу рекламной продукции и ее восприятию. Не будем спорить, но кожанно-деревянные фотоаппараты и знаменитая MAMIYA фиксировали реальность, отнюдь, не исключая возможность дальнейшей обработки изображения (воздействия на него) на всех стадиях: от проявки пластинки (пленки) до проявки отпечатка. (исключением в эпоху доцифровой фотографии был "Полароид" - он не позволял воздействовать на изображение и , по идее, адепты "настоящей" фотографии должны бы пользоваться только этим фотоаппаратом. Это настоящий "документ," но эта камера вне русла нашего материала).
Итак, что дала Вам, как рекламному фотографу цифровая камера? Скорость доступа к продукту. Время потребное для этого сократилось почти до 0.. Конечно, что-то Вы потеряли, но это очень индивидуальная тема для обсуждения.


Принципиальное отличие фотографии от рисунка заключается в том, что она является механическим воспроизведением объекта. То, что реальность запечатлена механическим прибором, воспринимается, зачастую, как объективность, несмотря на применение в художественной фотографии общеизобразительных приемов: построение кадра, выбор освещения и т.д. Сегодня, добавив к вышеперечисленным кодам новые, такие, как цифровая обработка (коррекция), мы окончательно разорвали связь между природой и культурой. Или, точнее, можем легко разорвать , при желании. В рекламе это заметно как нигде. Лишь как метафора может рассматриваться цифровая аналогия серебряному изображению. Метонимия имеет место и при использовании фрагмента сканированного оригинала, документально используемого в цифровом изображении. (Фотография вообще метонимична: метонимия отвечает основному фотографическому принципу - принципу кадрирования, то есть действию разрезания и отсекания фрагментов мира - мы видим нечто, что предназначалось для показа, остальное фотограф намеренно скрыл. Это еще камень в огород "натуралистов")
Возможности цифровых технологий кажутся безграничными. Фотографический и последующие процессы втягивают реальность в ситуацию, когда реальность может полностью состояться виртуально, приобретя при этом псевдодостоверность. Тем не менее, в непосредственно окружающей нас рекламе поражает не обилие, разнообразие и сложность визуальных образов, встречающихся в современных избирательных технологиях, но совсем наоборот. Рекламные изображения, все чаще, похожи одно на другое. Помимо моментов непрофессионализма, здесь оказывает влияние идеологичность рекламы: идеология как система стандарта психологических ожиданий, нравственных принципов , если хотите. Увы, каковы идеологические установки, намерение видеть, - таков и социальный заказ, такова и реклама.
Учитывая все вышесказанное, мы бы посоветовали Вам не увлекаться излишне заредактированными изображениями и ,из двух возможных способов работы, чаще выбирать метод осознанного диссонанса. Это создаст некоторые трудности по сравнению с работой в стандарте (формате), но именно так появляется шанс создать что-то, действительно оригинальное. И... Мир у Ваших ног. Удачи.

 

 

Фотографии для рекламы могут быть бесконечно разнообразными - для иллюстрации этого приведем несколько примеров из фотостудии Германа-Лукиянчука.


Начнем, все-таки, с природы. Лес Vulgaris.


Съемка под рекламную полосу


Красота - страшная сила. И это тоже съемка под полиграфию.


Съемка "в макет", с элементами Body-Arta.


певица Francesca


"Сырье" для рекламы парфюма


© ARTVOX 2007, 2008 Oбозрение выходит при поддержке VYMPEL bank

post@artvox.ru