© Татьяна Фазано (по вопросам, связанным с этим обзором, необходимо обращаться непосредственно к автору)
Основная единица современного искусства — не идея, а анализ и расширение ощущений.
Сьюзан Cонтаг,
/американский писатель и критик/
Простота, доведенная до нуля, формы, очищенные до предела, «стерильные» фактуры и монохромные поверхности…Последнее из ярких и масштабных течений XX века — минимализм — сотворял произведения искусства, архитектуру и интерьеры буквально из ничего.
1968 год. Крупнейшая выставка американской живописи «Искусство реальности», развернутая в парижской галерее «Гран Пале». Тема — абстрактное американское искусство. Нью-йоркская школа живописи, которая долгое время оставалась ничем не примечательной, провинциальной и консервативной, неожиданно становится высшим авторитетом в своей области. Минимальный набор выразительных средств на абстрактных полотнах (цветов, объемов, форм и линий), полное отсутствие описательности, конкретных изображений и символов других объектов — все это позволило говорить о новом направлении и новом взгляде на искусство вообще. Оно объективно, поскольку лишено стиля, анонимно, поскольку не имеет узнаваемого почерка, недекоративно, неэкспрессивно и существует само по себе.
Первые шаги к формированию минимализма (от лат. minimus — наименьший) были сделаны задолго до описываемых событий. С начала XX века модернисты то и дело обращались к категориям «минимума». В отдельные моменты истории этот интерес проявлялся особенно отчетливо, яркий пример тому — творчество Казимира Малевича. На одной из его супрематических композиций — «Белое на Белом», созданной в 1918 году, на белом фоне под наклоном изображен белый прямоугольник. Произведения американских минималистов — живописцев и присоединившихся к ним скульпторов — напоминали возврат к творчеству русского художника, но вместе с тем отличались отсутствием претензий на «конструирование мира» и вселенские масштабы миростроения. Они наоборот — демонстрировали абсурд и бессмысленность конструктивизма, поскольку представляли собой пустые ящики, цилиндры, конусы, решетки, трубы, чистые планшеты и пустые рамы. Использование утилитарных предметов и подсобных материалов, художественно не обработанных, а часто просто заказанных с фабричного склада, подчеркивало тот факт, что арт-объекты теперь не претендуют на вечность и на непреходящую значимость, ибо новое поколение поклонников «минимума» принципиально не создает каких-либо объективных ценностей.
Главным журналом «искусства ABC», редуктивизма и «первичных структур» (названия, которые минималисты использовали для определения своей деятельности) — стал «Artforum». Главными теоретиками и практиками — американцы Карл Андре, Сол Левитт, Дэн Флейвин, Роберт Моррис, Франк Стелла и Дональд Джадд. Все они считали, что привлекательность произведения искусства исчезает при необходимости объяснять его смысл или в случае присутствия в нем элементов реальной жизни — ведь главный интерес заключен не столько в них самих, сколько в их способности видоизменять окружающее пространство.
Авторы, следовавшие минималистскому направлению, часто стремились «стереть» в своих скульптурах такие типично «предметные» категории как объем и массу и «растворить» предметы в их окружении. Способы для этого были разными. Инсталляции Дэна Флейвина, собранные из разноцветных флуоресцентных ламп, переносили «атмосферу» света и цвета далеко за пределы самих светящихся объектов. Сол Левитт и Карл Андре преображали предметный мир с помощью так называемых «модульных структур», которые мыслились ими как некое средство визуального дробления пространства на равные части. Дональд Джадд экспериментировал с формой параллелепипеда, едва ли не самой популярной у минималистов. Комбинация пластин из стали и янтарно-желтого плексигласа в его скульптуре-коробке «Без названия» давала возможность играть с категорией прозрачности. В зависимости от угла обзора, стороны из плексигласа то были практически неотличимыми от стальных поверхностей, то казались почти невидимыми и нематериальными.
В конце 70-х Дональд Джадд выкупил заброшенную военную базу в Марфе, небольшом городке на юго-западе Техаса, и создал там настоящую мекку минимализма. Из тридцати двух зданий наибольший интерес представляли два просторных ангара. В каждом из них — по сотне одинаковых по размеру, но разных по структуре параллелепипедов из алюминия, которые были выстроены в стройные ряды. В полированных поверхностях (благодаря стеклянным стенам) отражалось небо, пустынный пейзаж, солнечный и лунный свет, а также мягко мерцающие поверхности других предметов, находящихся внутри помещения.
Наряду с созданием арт-объектов, мастера минимализма проектировали предметы обстановки, осторожно вовлекая идеи искусства в контекст мебельного производства. Появились столы и стулья с идеальными пропорциями, простыми и легкими силуэтами, которые органично вписывались в помещения, не нарушая эстетики и гармонии «чистого» пространства.
У минимализма было много критиков, тем не менее интерес к нему возрастал. Дональд Джадд был вынужден перенести офис в своем нью-йоркском особняке на Спринг Стрит с первого на третий этаж, потому как слишком многие стучались в его окна, желая поприветствовать популярную личность. На первом этаже осталась просторная галерея с несколькими флуоресцентными трубками Флейвина, боксами Джадда и простым столом-бюро — своего рода монастырь идей американского скульптора и доктрин минимализма. Жители, не посвященные в историю здания, часто ошибочно принимали этот интерьер за обанкротившийся магазин, из которого еще не успели вывезти осветительные приборы и выставочные ящики.
Однако, как показала практика, стиль минимализма, не имел ничего общего с возвращением к бедной эстетике. Скромный набор оформительских средств был скорее синонимом роскоши, служил (и служит!) хорошим «фоном» для человека в его частном пространстве, для произведений искусства в художественных галереях, для эксклюзивных товаров в магазинах и салонах.
Нью-Йорк. Бутик немецкого дизайнера одежды Джил Сандер, дизайн которого был разработан Майклом Габеллини. Голубовато-белый свет льется словно из ниоткуда, поскольку источники света скрыты в углах стен. Строгий ряд металлических полок, напоминающих скульптурные параллелепипеды Джадда.
Токио. Первый бутик Кельвина Кляйна, созданный мастером минимализма, англичанином Джоном Паусоном. Сдержанно-нейтральные поверхности, «вычищенные» формы.
«Находиться в его пространстве — настоящее удовольствие, — признается Кляйн. — Чистый покой, тишина, естественный свет, идеальные пропорции. Разительный контраст с хаосом города!»
К началу 80-х годов «стерильный» стиль расцвел, приобрел интернациональный характер и стал пользоваться большой популярностью у дизайнеров. Сам термин «минимализм» отошел от своего первоначального значения (как одного из направлений авангардного искусства) и начал использоваться при описании общественных и жилых интерьеров. При этом под «интерьером в стиле минимализма» часто подразумевался традиционный японский стиль оформления жилищ. Это не совсем верно. Япония лишь во многом «предчувствовала» этот стиль (как, впрочем, и стиль модерн), издревле оперируя схожими категориями в построении пространства. Традиционное мировоззрение Страны восходящего солнца, а точнее самурайского сословия, которое преклонялось перед идеологией дзен-буддизма, возвеличивало пустоту и простоту, а не изобилие. Руководствующим был принцип: «Все лишнее — безобразно». Возможно, тот факт, что в 50-е годы на западном побережье США существовала довольно большая японская колония, способствовал распространению этих идей среди американской творческой элиты. Они, наряду с «наработками» конструктивизма, стали основой для рождения декоративного стиля, в котором ничто не перегружает внимание, а пространство структурировано спокойно и внятно.
Черты минимализма
Основа интерьера в стиле минимализма — ощущение пустоты, которое достигается лишь в большом по площади помещении. (Это, кстати, очевидное отличие европейского стиля от традиционного японского жилого интерьера, в котором все минимально, в том числе и габариты). В оформлении просторного пространства используется минимум средств: декоративных элементов, материалов, цветовых сочетаний. В декорировании поверхностей и мебели — как можно меньше «швов»: стыков и элементов крепежа. Например, характерное оформление пола — это монохромные, однофактурные доски максимальной длины и ширины, керамическая плитка, а также пробковое покрытие. Оформление стен — штукатурка или краска естественных, природных оттенков: цвета дерева и камня. Паркеты, выложенные рисунком, как и плиточный пол с «шахматным узором» — абсолютно недопустимы.
Минимализм подразумевает крайнюю малочисленность предметов мебели и наполнение интерьера лишь теми из них, которые напрямую соотносятся с функцией помещения и потребностями его хозяина. При этом простота, лаконичность предметов и отсутствие декора должно быть восполнено исключительно высоким качеством материалов и уровнем исполнения. Детали должны быть тщательно проработанными, а каждый предмет — хорошо спроектированным. Предпочтительные материалы: «спокойные», с минимумом декоративных свойств, например, матовое стекло или натуральное дерево. Может использоваться обычное стекло и полированный металл, но в очень ограниченных количествах — бликующие поверхности больше характерны для стиля хай-тек.